Ежедневно с 9:00 до 20:00
Сохраняем заводскую гарантию!
+7 (499) 444-39-46 
м.Алтуфьево Дубнинская, д. 83 А
+7 (495) 666-56-18 
м.Алтуфьево Дубнинская, д. 50 Б
+7 (495) 902-52-54 
м.Теплый стан Новоясеневский пр. 3Ас2

Какая компрессия должна быть в двигателе и как её проверить без манометра?

Содержание
Замеры компрессометра

Основные понятия

Компрессия двигателя – это упрощённое выражение технического термина – давление в конце такта сжатия. Измеряется параметр на пике, в верхней мёртвой точке (ВМТ), в физических атмосферах (атм) или мегапаскалях (Мпа).

Для справки: 1 Атм = 0,101325 Мпа.

Отличия компрессии и степени сжатия

Компрессия – это давление поршня на пике ВМТ. А степень сжатия – это объём пространства между поршнем и головкой блока цилиндров (ГБЦ) на пике ВМТ. Первый параметр измеряется в атмосферах (атм), а второй – в кубических единицах (м³).

Внимание! Степень сжатия никогда не меняется по мере износа и старения мотора, в отличие от компрессии.

Общие правила измерения

Измерение компрессии двигателя происходит по утверждённому техническому регламенту. Нельзя просто так прийти в гараж, открыть капот, выкрутить свечи, вставить компрессометр в колодцы и начать снимать показания. Придётся соблюсти ряд условий, а перед этим, – узнать нормы давления конца такта сжатия для вашей модели авто.

Стандарты и нормы

В технических характеристиках автомобиля вы не найдёте параметров под названием – компрессия. Автопроизводители её не указывают. Они указывают степень сжатия, которая измеряется в кубических единицах (м³). А вам необходимо перевести этот показатель в атмосферы (атм). Для этого умножьте заводские параметры на коэффициент 1.3, и получите величину компрессии для вашего двигателя.

Пример. Степень сжатия у бензинового двигателя G4KE 2.4 (Kia/Hyundai) равна 10.4 м³. Значит, 10.4 х 1,3 = 13.52. Получается, что нормальная компрессия мотора составит 13,5 атмосфер.

Применяемый здесь коэффициент 1.3 (иногда берётся множитель 1.2) – это слегка упразднённый показатель степени для идеального двухатомного газа из уравнения Пуассона (PVx=const), где:

  • P – давление газа;
  • V – объем, занимаемый газом;
  • x – показатель адиабаты 1,4.

Прибор для проверки компрессии

Проверка компрессии двигателя осуществляется одним единственным прибором – компрессометром. Он представляет собой устройство с манометром, твёрдым или гибким удлинителем с резиновым наконечником, резьбовыми переходниками для различных свечных колодцев и рычагом (кнопкой) сброса давления. Для дизельных моторов комплектация компрессометра расширена адаптерами, с помощью которых замер компрессии осуществляется через колодцы свечей накаливания.

Проверка компрессии

Температура двигателя

Проверка компрессии производится только на прогретом моторе. Вы, наверное, помните ещё со школьной скамьи, что металл при нагреве расширяется. Поэтому корректные показатели давления можно получить только на двигателе, состояние температуры которого максимально приближено к рабочей (не менее 80°C).

Положение дроссельной заслонки

Перед тем, как проверить компрессию двигателя, убедитесь, что дроссельная заслонка открыта. Запишите параметры каждого цилиндра. А затем проверьте давление на закрытом дросселе. (Ниже расскажем почему)

Как часто проверять компрессию

Рекомендуемый интервал проверки компрессии совпадает с регламентом замены свечей, от 15 до 50 тыс. км пробега (зависит от модели автомобиля).

Как часто замерять степень сжатия

Степень сжатия проверять НЕ НАДО, так как она остаётся номинальной на всём протяжении ресурса двигателя. Найти её значение для мотора вашего автомобиля вы сможете в «Инструкции по эксплуатации», в разделе «Параметры двигателя».

Как измерить компрессию в цилиндрах своими руками

Некоторые автовладельцы самостоятельно проверяют компрессию бензинового или дизельного двигателя. Как правило это люди, имеющие маломальские навыки ремонта и обслуживания своей машины. Вы тоже сможете замерить давление в ЦПГ. Для этого приготовьте соответствующий компрессометр (для бензина или дизеля), блокнот и ручку для записи.

На бензиновом моторе:

  1. Поставьте КПП в положение «нейтрал».
  2. Прогрейте двигатель не ниже 80°C.
  3. Выкрутите все свечи зажигания.
  4. Обесточьте бензонасос (снимите предохранитель).
  5. Вставьте (вкрутите) удлинитель манометра в первый цилиндр.
  6. Вращайте стартером 3-4 секунды.
  7. Запишите результат в блокнот.

Повторите операцию со всеми цилиндрами по очереди в 2 этапа, со следующими условиями: сперва – заслонка закрыта, а затем – открыта.

На дизельном двигателе:

  1. Прогрейте мотор до рабочей температуры.
  2. Отключите питание топливной аппаратуры (привод на мех. ТНВД).
  3. Выкрутите свечи накала.
  4. Установите в освободившейся колодец удлинитель манометра.
  5. Вращайте стартером 3-4 секунды.

Повторите операцию с каждым цилиндром по очереди. Здесь нажимать педаль газа не надо, по причине конструкционных особенностей дизеля.

Если вы имеете возможность измерить компрессию только на холодном моторе, например, в процессе ремонта с демонтированной системой охлаждения и т.п., то помните, что в таком случае показатели манометра будут на 2-4 атмосферы меньше, чем на горячую.

Как замерить давление на снятом моторе

Вам придётся выкрутить свечи и подключить к стартеру аккумулятор. Вращайте ДВС стартером и записывайте результаты в блокнот. На холодную они будут меньше, чем на горячую, примерно на 2-4 атмосферные единицы.

Почему надо измерять компрессию с открытой и закрытой заслонкой дросселя?

Давление в конце такта сжатия при открытой и закрытой заслонке дросселя – различается. В закрытом состоянии в цилиндрах меньше воздуха, поэтому величина физических атмосфер будет ниже. В открытом состоянии дросселя наоборот – компрессия становится выше из-за большего объёма воздуха. То есть, если вы получили результат 12 атм на закрытом дросселе, то при открытом он может составить 14 атм. Иногда разница гораздо больше, поэтому мотористы могут сделать предположение о тех или иных проблемах в моторе (прогары поршней, закоксовывание колец, негерметичность прокладки ГБЦ, задиры цилиндров и прочее), и провести более детальную диагностику. Поэтому проверку компрессии делают на открытом и закрытом дросселе.

Плохая компрессия в двигателе – причины

Компрессометр не может указать на проблему мотора, он лишь даёт представление, на основании которого мотористы делают предположения о:

  • состоянии поршневой группы;
  • пропускной способности отработанных газов;
  • герметичности прокладок головки блока цилиндров;
  • герметичности всасывающего и выпускного коллекторов;
  • состоянии клапанов (их залипании или прогорании) и пружин клапанов;
  • правильности регулировок системы питания двигателя и выпуска отработанных газов;
  • правильность регулировки момента зажигания и сохранения фаз газораспределения при работе двигателя.

Выявить адресную причину помогут точные аппараты, например, эндоскоп. Его видеокамера способна проникнуть в ЦПГ и обнаружить там дефекты: от задиров на стенках гильз до прогоревших клапанов. В других случаях потребуется разборка мотора для дефектовки деталей.

Признаки плохой компрессии

Определить снижение компрессии без аппаратуры довольно сложно, тем более, если давление упало всего на 2-3 атмосферы. Но есть перечень косвенных признаков, по которым вы сможете догадаться о появлении проблем с компрессией:

  • двигатель троит;
  • пропуски в зажигании;
  • появились стуки в ЦПГ;
  • мотор плохо запускается;
  • пропала тяга и динамика;
  • чёрный дым из глушителя;
  • увеличился расход горючего.

Что делать, если выявлены вышеперечисленные признаки

Если ваш автомобиль обзавёлся одним из перечисленных симптомов, то обязательно проверьте компрессию. А если не знаете как, или не имеете технической возможности в данный момент, то запишитесь в автосервис.

Тестирование компрессии без специальных приборов

Выкрутите свечи. Возьмите чистую салфетку (например, для полировки кузова), плотно сверните её и затолкайте в свечной колодец. При вращении стартером ваш пыж должен вылететь, как пробка, если компрессия хорошая, и слегка выпасть или остаться на месте – если плохая. Таким способом вы сможете проверить все цилиндры без специальных приборов.

Тестирование компрессии на слух

Как быть, если замеры компрессометра вас не радуют

Если показатели манометра гораздо ниже, чем должны быть по заводским характеристикам, то двигателю необходимо провести диагностику. (Например, на Kia Sportage с мотором G4KE 2.4, показатель давления 8 атм, вместо положенных 14 атм. А эти моторы известны своим дефектом – задирами ЦПГ). По результатам комплексной проверки мастер даёт заключение: что необходимо менять и как срочно. Если запустить проблему, на том же G4KE, то стружка от задиров распространится по всей масляной системе двигателя и нанесёт гораздо больше вреда, чем на ранней стадии.

Причина завышенной компрессии

Слишком высокая компрессия (больше заводской) не сулит ничего хорошо. Чаще всего такой дефект появляется при сильном закоксовывании деталей масляными отложениями. Кольца и клапана буквально обрастают нагаром, что уменьшает объём камеры сгорания. В таком случае предстоит чистить мотор от кокса. Иногда это можно сделать присадками, а если не поможет, то предстоит разбирать ДВС.

Кольца и клапана буквально обрастают нагаром

Причина низкой компрессии

Низкие показатели компрессии вызваны износом или поломкой деталей двигателя. Например, трещины на кромках клапанов, выработка поршневых колец или образование эллипса цилиндра. Иногда причина не в износе деталей, а в банальной ошибке ремонтников, например, если при сборке ДВС неправильно выставили метки газораспределительных фаз.

Оценка результатов измерений

Результат замеров компрессии во всех цилиндрах должен быть схожим. Допускается незначительная разница в диапазоне 0.5 – 1 атмосфер. Если разбег слишком большой, например, в первом цилиндре 7 атм., а в остальных трёх по 12 атм., то значит необходимо сделать более детальную диагностику первому «горшку» для выявления причины дефекта.

Допустимая разница компрессии в цилиндрах

Разница компрессии в цилиндрах между собой может отличаться: у бензиновых моторов на 0,5 – 1 атм., а у дизельных на 2,5 – 3 атм.

Восстановление компрессии

Примерно в 50% случаях причиной низкой компрессии в цилиндрах становится залёгшие кольца. Для их раскоксовки можно использовать различные присадки. Если сбилось газораспределение, то его необходимо настроить. А сломанные или изношенные детали следует заменить новыми.

Плохая компрессия двигателя. К чему может привести?

Последствия низкой компрессии весьма предсказуемы: на деталях ЦПГ и ГРМ появятся нагары и отложения кокса, мотор начнёт «пожирать» масло, увеличится расход топлива, запуски станут затруднительными, а в один прекрасный день двигатель не заведётся. Низкий уровень масла грозит перегревом или задирами ЦПГ.

Таблица: Какая должна быть компрессия у автомобилей

Тип двигателя Давление, атм
Карбюраторный 9,5 – 10
Инжекторный 11 – 14
Дизельный 28 – 45

Подводим итог

Видео: Что такое компрессия двигателя и, как ее измерить?



Возврат к списку статей
Поделиться:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены*

Комментарий*
Имя
Email Сайт

Возврат к списку статей

Комментарии пользователей: