Внимание! Техцентр м. Теплый стан, Новоясеневский пр. 3Ас2 ПЕРЕЕХАЛ по адресу: ул. Капотня, 32
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Сохраняем заводскую гарантию!
+7 (499) 444-39-46 
Долгопрудный, Лихачёвский проезд, 18А
+7 (495) 666-56-18 
м.Алтуфьево Дубнинская, д. 50 Б
+7 (495) 902-52-54 
м.Люблино Капотня, д. 32

Утилизационный сбор с 1 августа 2023 – кому придётся платить больше? Как проверить сведения об уплате?

Содержание

Что такое утилизационный сбор и можно ли его вернуть?

Утилизационный сбор – это плата за вредное воздействие самоходных машин и прицепов на человека и окружающую среду, с учётом их технических характеристик и износа (ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления»). То есть это не депозитный платёж, который будет использован когда-нибудь для утилизации вашей машины. Следовательно, вернуть утильсбор после того, как продадите автомобиль в страны ближнего зарубежья, – невозможно.

Зачем Правительство повысило утилизационный сбор на импортные автомобили с 1 августа 2023 года?

Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что повышение утилизационного сбора на новые и подержанные легковые, коммерческие и грузовые ТС адресовано тем, кто ввозит их для перепродажи. Цитата: «Индексация утильсбора утверждена как в отношении юридических лиц, так и в отношении физических лиц, целенаправленно ввозящих импортные автомобили для перепродажи» (Д. Мантуров). То есть для тех, кто принялся заниматься параллельным импортом по указанию М. Мишустина и спасать экономическую ситуацию в РФ. В этом ключе логика Минпромторга необъяснима для простого человека.

Или не всё так однозначно, и российский автопром способен покрыть потребительский спрос многообразием отечественных марок и моделей? К сожалению, нет. В 2022-м и первом полугодии 2023-го местные автопроизводители не смогли даже выполнить 1/2 от плана самого захудалого года.

По данным агентства «Автостат» за 2022 г на учёт в России поставили 82 407 новых легковых машин. Хотя годом ранее количество зарегистрированных легковушек, только что сошедших с конвейеров российских заводов, составило 157 808 шт. Не лучшим образом прогнозируется ситуация по 2023 году. На лицо острый дефицит. При этом Денис Мантуров деструктивно индексирует утилизаций сбор:

  • в 1,7–3,7 раза на легковые машины;
  • в 2,5–3,4 раза на лёгкие коммерческие авто; 
  • в 1,7 раза — на грузовики.

Возникает вопрос: зачем!? Массам отвечают из министерства: затем, чтобы защитить покупателя и дилерское сообщество в непростые времена. При этом сами покупатели и дилерские сообщества пребывают в полнейшей ошарашенности от таких инициатив. Ассоциация Российских автомобильных дилеров (РОАД) направила премьер-министру М. Мишустину открытое письмо с просьбой обуздать властных функционеров. Всё-таки подорожание на 120–600 тыс. руб. негативно скажется на покупательной способности.

Но включать заднюю Правительство не намерено. Импорт будут планомерно душить, чтобы стимулировать заказами отечественные автозаводы. Прогнозируется, что с увеличением спроса вырастут штаты работников отрасли, поскольку появятся новые рабочие места со всеми вытекающими последствиями. Как это будет осуществлено в текущих реальностях увидим в ближайшие годы.

Цитата: «Утильсбор повышать надо, мы готовы взять на себя обязательство не поднимать цены до конца года» (гендиректор «Камаза» Сергей Когогин).

Кому придётся платить больше?

Новые тарифы утилизационного сбора в основном направлены на малых, средних и крупных импортёров в любом статусе, как физическом, так и юридическом. А почему в основном, потому что обычному физику, желающему привезти новую машину с двигателем объёмом от 3 до 3,5 л, придётся заплатить государству 970 тыс. руб, а с мотором свыше 3,5 л ещё больше – 1,235 млн руб. Но! если он купит автомобиль до 3 литров или электромобиль, то заплатит всё те же 3400 руб (5200 руб для б/у, возрастом свыше 3 лет). Отсюда условности. Однако, если физик продаст машину в течении года, то неуплаченный утильсбор придётся уплатить новому собственнику, по ставке юрлица: 528 800 руб. И вот почему:

Выдержка ч.3 статьи 24.1 «Утилизационный сбор» ФЗ-392: Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Теперь понятно откуда берутся истории о полумиллионных бонусах-утильсборах, прилетающих добропорядочным владельцам от ФНС.

Таблица 1. Ставки утилизационного сбора с 1 августа 2023 года

Ставка утилизационного сбора на новые легковые машины (и б/у до 3-х лет)

Объём двигателя (V)

Было для физлиц

Стало для физлиц

Было для юрлиц

Стало для юрлиц

0–1 л

3400

3400

41 200

81 200

1–2 л

3400

3400

178 400

306 00

2–3 л

3400

3400

259 600

844 800

3–3,5 л

3400

970 000

281 600

970 000

Больше 3,5 л

3400

1 235 000

445 000

1 235 000

Электромобиль

3400

3400

32 600

32 600

Ставка утилизационного сбора на легковые машины возрастом от 3-х лет

Объём двигателя (V)

Было для физлиц

Стало для физлиц

Было для юрлиц

Стало для юрлиц

0–1 л

5200

5200

123 300

207 200

1–2 л

5200

5200

313 800

528 800

2–3 л

5200

5200

480 200

1 279 000

3–3,5 л

259 600

1 485 000

570 000

1 485 000

Больше 3,5 л

445 000

1 623 800

700 200

1 623 800

Электромобиль

5 200

5 200

122 000

122 000

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 г. N 1118 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2013 г. N 1291».

Как проверить утилизационный сбор?

Найти информацию об уплате/неуплате утилизационного сбора можно на сайте elpts.ru (Система электронных паспортов). Зайдите на портал и откройте раздел «Запрос статуса ЭПТС». Введите серию и номер ЭПТС, либо VIN-код или FRAME-код. Ищите пункт «Сведения об уплате утилизационного сбора»: вариант 1) УПЛАЧЕН; вариант 2) НЕ УПЛАЧЕН. Для запроса статуса регистрироваться на портале не надо.

Скриншот с портала elpts.ru (Системы электронных паспортов)

Скриншот с портала elpts.ru (Системы электронных паспортов).

Как рассчитать утилизационный сбор в 2023 году?

Чтобы рассчитать новый утилизационный сбор, вступивший в силу с 1 августа 2023 года, нужно знать сумму базовой ставки для вашего типа ТС и величину коэффициента, соответствующего типу, весу, возрасту автомобиля и объёму двигателя. Считается результат с помощью простой математической операции по формуле:

Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утилизационного сбора

Таблица 2. Базовые ставки и коэффициенты для расчёта утилизационного сбора с 01.08.2023 года.

 

Базовые ставки

 

20 000 руб.

Для колёсных транспортных средств, которые выпустили в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств этой категории.

 

150 000 руб.

Для колёсных транспортных средств категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G*, а также специализированных транспортных средств этих категорий.

 

172 500 руб.

Для спецтехники, самоходных машин и прицепов к ним. Классификация транспортных средств по категориям перечислена в приложении 1 к техническому регламенту Таможенного союза, утверждённому решением КТС от 09.12.2011 № 877 (ТР ТС 018/2011).

Коэффициенты

для физлиц (V л.)

Новые ТС до 3 лет

ТС возрастом свыше 3 лет

0–1 л

0,17

0,26

1–2 л

0,17

0,26

2–3 л

0,17

0,26

3–3,5 л

48,5

74,25

Больше 3,5 л

61,76

81,19

Электромобиль

0,17

0,26

Коэффициенты

для юрлиц (V л.)

 

Новые ТС до 3 лет

 

ТС возрастом свыше 3 лет

0–1 л

4,06

10,36

1–2 л

15,3

26,44

2–3 л

42,24

63,95

3–3,5 л

48,5

74,25

Больше 3,5 л

61,76

81,19

Электромобиль

1,63

6,10

 

Примеры для V 1–2 л:

  • 20 000 руб. х 0.17 = 3 400 руб.
  • 20 000 руб. х 26.44 = 528 800 руб.

Коэффициенты для грузовых машин, автобусов и спецтехники публиковать не будем, поскольку этот сайт ориентирован на владельцев легковых машин.

! Примечание 1. Сумма утилизационного сбора для внедорожника в кузове универсал рассчитывается по ставке 0,17 (платёж = 3 400 руб). А сумма утильсбора для внедорожника в кузове пикап рассчитывается уже по ставке 3,21 (платёж = 481 500 руб), – «транспортные средства полной массой свыше 2,5 т, но не более 3,5 т», – (база 150 000 руб).

! Примечание 2. За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъёмностью до 10 тонн, утилизационный сбор не взимается.

! Примечание 3. Если гражданин ввозит в РФ больше одного автомобиля в год, или продаёт его ранее, чем через 12 месяцев, то сбор с транспортного средства подлежит уплате (либо доплате) по ставкам, установленным для коммерческого использования.

Куда платить утилизационный сбор с 1 августа 2023 года

Импортёры автомобилей уплачивают утильсбор непосредственно на таможне. А покупатели на территории России платят в ИФНС по месту нахождения с указанием кода бюджетной классификации (п. 3-4 Правил № 1291, п. 3-4 Правил № 81 для спецтехники). Обратите внимание, что КБК может меняться. В виду этого уточняйте в Налоговой инспекции актуальные реквизиты.

Какие штрафы грозят, если не заплатить утилизационный сбор?

Настоящее законодательство не предусматривает какой-либо ответственности за неуплату утилизационного сбора. Однако, без отметки «УПЛАЧЕН» в электронном паспорте транспортного средства, – ТС не зарегистрируют в МРЭО (п. 6 правил «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники» от 21.09.2020 № 1507).

Как теперь покупать автомобиль?

Придётся принять стадию неизбежного и приготовиться платить больше. Импортёрам ничего не остаётся, как включать новый утилизационный сбор в стоимость автомобиля. Как вариант – покупать машину на себя. Для этого самостоятельно ехать в Китай, Южную Корею или Японию, или участвовать в торгах от своего имени через брокера. Так машину сразу будут оформлять на вас. Но все риски по доставке будете нести вы, как собственник. Ещё вариант – покупка иномарки по доверенности. Схема не нова, однако таит в себе много опасностей. Не хотите рисковать, – взгляните на отечественный автопром под другим углом.

Ремонт Hyundai, Kia:

Заключение

Новый утилизационный сбор оказывает существенное влияние на конечные цены иностранных автомобилей. «Благодаря» ему стоимости новых и б/у машин снова взлетели в небо, вслед за повышением курса валют ($) и дефицитом авторынка. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию с ФНС, проверяйте перед покупкой ЭПТС на предмет уплаты утильсбора и просите продавца предоставить документы, подтверждающие правильность выбранного им коэффициента при расчёте суммы платежа. Если он заплатил по ставке физика, а машина во владении меньше 1 года, или он импортировал 2–3 машины, то разницу могут взыскать с вас после приобретения. Прецеденты уже есть.

Возможно Власти что-то изменят в 2024 или 2025 гг. Они регулярно занимаются правками документов, если инициатива стала неэффективной из-за смекалки народных масс. Время покажет. В свою очередь Oem-Zap напоминает, «Чем выше забор, тем глубже под ним лаз».

Кто пролистал и не читал много текста, предлагаем посмотреть короткое видео по теме:




Возврат к списку статей
Поделиться:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены*

Комментарий*
Имя
Email Сайт

Возврат к списку статей

Комментарии пользователей: