«Поддержим отечественный автопром в тяжёлое время!». Таким лозунгом ответило правительство РФ народным массам на их замешательство из-за индексации утилизационного сбора с 1 августа 2023 года. Негодования людей понятны: на фоне дефицита и удорожания автомобилей государство хочет отщипнуть немалый кусочек с параллельного импорта. Попытки вразумить функционеров с помощью открытого письма РОАД к премьер-министру М. Мишустину результатов не дали. Новые правила вступили в силу и уже повлекли рост неприятных историй. Среди них требования о полумиллионных утильсборах, которые бонусом прилетают от ФНС добропорядочным приобретателям.
Что такое утилизационный сбор и можно ли его вернуть?
Утилизационный сбор – это плата за вредное воздействие самоходных машин и прицепов на человека и окружающую среду, с учётом их технических характеристик и износа (ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления»). То есть это не депозитный платёж, который будет использован когда-нибудь для утилизации вашей машины. Следовательно, вернуть утильсбор после того, как продадите автомобиль в страны ближнего зарубежья, – невозможно.
Зачем Правительство повысило утилизационный сбор на импортные автомобили с 1 августа 2023 года?
Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что повышение утилизационного сбора на новые и подержанные легковые, коммерческие и грузовые ТС адресовано тем, кто ввозит их для перепродажи. Цитата: «Индексация утильсбора утверждена как в отношении юридических лиц, так и в отношении физических лиц, целенаправленно ввозящих импортные автомобили для перепродажи» (Д. Мантуров). То есть для тех, кто принялся заниматься параллельным импортом по указанию М. Мишустина и спасать экономическую ситуацию в РФ. В этом ключе логика Минпромторга необъяснима для простого человека.
Или не всё так однозначно, и российский автопром способен покрыть потребительский спрос многообразием отечественных марок и моделей? К сожалению, нет. В 2022-м и первом полугодии 2023-го местные автопроизводители не смогли даже выполнить 1/2 от плана самого захудалого года.
По данным агентства «Автостат» за 2022 г на учёт в России поставили 82 407 новых легковых машин. Хотя годом ранее количество зарегистрированных легковушек, только что сошедших с конвейеров российских заводов, составило 157 808 шт. Не лучшим образом прогнозируется ситуация по 2023 году. На лицо острый дефицит. При этом Денис Мантуров деструктивно индексирует утилизаций сбор:
- в 1,7–3,7 раза на легковые машины;
- в 2,5–3,4 раза на лёгкие коммерческие авто;
- в 1,7 раза — на грузовики.
Возникает вопрос: зачем!? Массам отвечают из министерства: затем, чтобы защитить покупателя и дилерское сообщество в непростые времена. При этом сами покупатели и дилерские сообщества пребывают в полнейшей ошарашенности от таких инициатив. Ассоциация Российских автомобильных дилеров (РОАД) направила премьер-министру М. Мишустину открытое письмо с просьбой обуздать властных функционеров. Всё-таки подорожание на 120–600 тыс. руб. негативно скажется на покупательной способности.
Но включать заднюю Правительство не намерено. Импорт будут планомерно душить, чтобы стимулировать заказами отечественные автозаводы. Прогнозируется, что с увеличением спроса вырастут штаты работников отрасли, поскольку появятся новые рабочие места со всеми вытекающими последствиями. Как это будет осуществлено в текущих реальностях увидим в ближайшие годы.
Цитата: «Утильсбор повышать надо, мы готовы взять на себя обязательство не поднимать цены до конца года» (гендиректор «Камаза» Сергей Когогин).
Кому придётся платить больше?
Новые тарифы утилизационного сбора в основном направлены на малых, средних и крупных импортёров в любом статусе, как физическом, так и юридическом. А почему в основном, потому что обычному физику, желающему привезти новую машину с двигателем объёмом от 3 до 3,5 л, придётся заплатить государству 970 тыс. руб, а с мотором свыше 3,5 л ещё больше – 1,235 млн руб. Но! если он купит автомобиль до 3 литров или электромобиль, то заплатит всё те же 3400 руб (5200 руб для б/у, возрастом свыше 3 лет). Отсюда условности. Однако, если физик продаст машину в течении года, то неуплаченный утильсбор придётся уплатить новому собственнику, по ставке юрлица: 528 800 руб. И вот почему:
Выдержка ч.3 статьи 24.1 «Утилизационный сбор» ФЗ-392: Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи
признаются лица, которые:
приобрели транспортные средства
на территории Российской Федерации у лиц,
не уплачивающих утилизационного сбора, или у лиц,
не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Теперь понятно откуда берутся истории о полумиллионных бонусах-утильсборах, прилетающих добропорядочным владельцам от ФНС.
Таблица 1. Ставки утилизационного сбора с 1 августа 2023 года
Ставка утилизационного сбора на новые легковые машины (и б/у до 3-х лет)
|
Объём двигателя (V)
|
Было для физлиц
|
Стало для физлиц
|
Было для юрлиц
|
Стало для юрлиц
|
0–1 л
|
3400
|
3400
|
41 200
|
81 200
|
1–2 л
|
3400
|
3400
|
178 400
|
306 00
|
2–3 л
|
3400
|
3400
|
259 600
|
844 800
|
3–3,5 л
|
3400
|
970 000
|
281 600
|
970 000
|
Больше 3,5 л
|
3400
|
1 235 000
|
445 000
|
1 235 000
|
Электромобиль
|
3400
|
3400
|
32 600
|
32 600
|
Ставка утилизационного сбора на легковые машины возрастом от 3-х лет
|
Объём двигателя (V)
|
Было для физлиц
|
Стало для физлиц
|
Было для юрлиц
|
Стало для юрлиц
|
0–1 л
|
5200
|
5200
|
123 300
|
207 200
|
1–2 л
|
5200
|
5200
|
313 800
|
528 800
|
2–3 л
|
5200
|
5200
|
480 200
|
1 279 000
|
3–3,5 л
|
259 600
|
1 485 000
|
570 000
|
1 485 000
|
Больше 3,5 л
|
445 000
|
1 623 800
|
700 200
|
1 623 800
|
Электромобиль
|
5 200
|
5 200
|
122 000
|
122 000
|
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 г. N 1118 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2013 г. N 1291».
Как проверить утилизационный сбор?
Найти информацию об уплате/неуплате утилизационного сбора можно на сайте elpts.ru (Система электронных паспортов). Зайдите на портал и откройте раздел «Запрос статуса ЭПТС». Введите серию и номер ЭПТС, либо VIN-код или FRAME-код. Ищите пункт «Сведения об уплате утилизационного сбора»: вариант 1) УПЛАЧЕН; вариант 2) НЕ УПЛАЧЕН. Для запроса статуса регистрироваться на портале не надо.
Скриншот с портала elpts.ru (Системы электронных паспортов).
Как рассчитать утилизационный сбор в 2023 году?
Чтобы рассчитать новый утилизационный сбор, вступивший в силу с 1 августа 2023 года, нужно знать сумму базовой ставки для вашего типа ТС и величину коэффициента, соответствующего типу, весу, возрасту автомобиля и объёму двигателя. Считается результат с помощью простой математической операции по формуле:
Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утилизационного сбора
Таблица 2. Базовые ставки и коэффициенты для расчёта утилизационного сбора с 01.08.2023 года.
Базовые ставки
|
20 000 руб.
|
Для колёсных транспортных средств, которые выпустили в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств этой категории.
|
150 000 руб.
|
Для колёсных транспортных средств категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G*, а также специализированных транспортных средств этих категорий.
|
172 500 руб.
|
Для спецтехники, самоходных машин и прицепов к ним. Классификация транспортных средств по категориям перечислена в приложении 1 к техническому регламенту Таможенного союза, утверждённому решением КТС от 09.12.2011 № 877 (ТР ТС 018/2011).
|
Коэффициенты
для физлиц (V л.)
|
Новые ТС до 3 лет
|
ТС возрастом свыше 3 лет
|
0–1 л
|
0,17
|
0,26
|
1–2 л
|
0,17
|
0,26
|
2–3 л
|
0,17
|
0,26
|
3–3,5 л
|
48,5
|
74,25
|
Больше 3,5 л
|
61,76
|
81,19
|
Электромобиль
|
0,17
|
0,26
|
Коэффициенты
для юрлиц (V л.)
|
Новые ТС до 3 лет
|
ТС возрастом свыше 3 лет
|
0–1 л
|
4,06
|
10,36
|
1–2 л
|
15,3
|
26,44
|
2–3 л
|
42,24
|
63,95
|
3–3,5 л
|
48,5
|
74,25
|
Больше 3,5 л
|
61,76
|
81,19
|
Электромобиль
|
1,63
|
6,10
|
Примеры для V 1–2 л:
- 20 000 руб. х 0.17 = 3 400 руб.
- 20 000 руб. х 26.44 = 528 800 руб.
Коэффициенты для грузовых машин, автобусов и спецтехники публиковать не будем, поскольку этот сайт ориентирован на владельцев легковых машин.
! Примечание 1. Сумма утилизационного сбора для внедорожника в кузове универсал рассчитывается по ставке 0,17 (платёж = 3 400 руб). А сумма утильсбора для внедорожника в кузове пикап рассчитывается уже по ставке 3,21 (платёж = 481 500 руб), – «транспортные средства полной массой свыше 2,5 т, но не более 3,5 т», – (база 150 000 руб).
! Примечание 2. За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъёмностью до 10 тонн, утилизационный сбор не взимается.
! Примечание 3. Если гражданин ввозит в РФ больше одного автомобиля в год, или продаёт его ранее, чем через 12 месяцев, то сбор с транспортного средства подлежит уплате (либо доплате) по ставкам, установленным для коммерческого использования.
Куда платить утилизационный сбор с 1 августа 2023 года
Импортёры автомобилей уплачивают утильсбор непосредственно на таможне. А покупатели на территории России платят в ИФНС по месту нахождения с указанием кода бюджетной классификации (п. 3-4 Правил № 1291, п. 3-4 Правил № 81 для спецтехники). Обратите внимание, что КБК может меняться. В виду этого уточняйте в Налоговой инспекции актуальные реквизиты.
Какие штрафы грозят, если не заплатить утилизационный сбор?
Настоящее законодательство не предусматривает какой-либо ответственности за неуплату утилизационного сбора. Однако, без отметки «УПЛАЧЕН» в электронном паспорте транспортного средства, – ТС не зарегистрируют в МРЭО (п. 6 правил «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники» от 21.09.2020 № 1507).
Как теперь покупать автомобиль?
Придётся принять стадию неизбежного и приготовиться платить больше. Импортёрам ничего не остаётся, как включать новый утилизационный сбор в стоимость автомобиля. Как вариант – покупать машину на себя. Для этого самостоятельно ехать в Китай, Южную Корею или Японию, или участвовать в торгах от своего имени через брокера. Так машину сразу будут оформлять на вас. Но все риски по доставке будете нести вы, как собственник. Ещё вариант – покупка иномарки по доверенности. Схема не нова, однако таит в себе много опасностей. Не хотите рисковать, – взгляните на отечественный автопром под другим углом.
Ремонт Hyundai, Kia:
Заключение
Новый утилизационный сбор оказывает существенное влияние на конечные цены иностранных автомобилей. «Благодаря» ему стоимости новых и б/у машин снова взлетели в небо, вслед за повышением курса валют ($) и дефицитом авторынка. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию с ФНС, проверяйте перед покупкой ЭПТС на предмет уплаты утильсбора и просите продавца предоставить документы, подтверждающие правильность выбранного им коэффициента при расчёте суммы платежа. Если он заплатил по ставке физика, а машина во владении меньше 1 года, или он импортировал 2–3 машины, то разницу могут взыскать с вас после приобретения. Прецеденты уже есть.
Возможно Власти что-то изменят в 2024 или 2025 гг. Они регулярно занимаются правками документов, если инициатива стала неэффективной из-за смекалки народных масс. Время покажет. В свою очередь Oem-Zap напоминает, «Чем выше забор, тем глубже под ним лаз».
Кто пролистал и не читал много текста, предлагаем посмотреть короткое видео по теме: