Производители современных авто единогласно заявляют: что теперь комплектуют машины необслуживаемыми автоматами с ресурсом 250-300 тыс. км. Затем изношенным коробкам требуется замена. Для россиян эти условия слишком расточительны и неприемлемы. К тому же свежа память о неубиваемых иномарках миллионниках. Так почему бы просто не делать периодичную замену масла в АКПП, предоставляя коробке возможность работать до 500, 600 и 700 тыс. км? Тем более вечной ATF химики пока не изобрели: трансмиссионная жидкость вырабатывается или стареет.
Меняй масло в АКПП правильно. Чем не безопасна полная замена и как не отправиться на ремонт?
Маслом кашу испортишь, - эта избитая поговорка авторемонтников здесь актуальна, как никогда. Речь даже не о завышенном уровне ATF, который выдавливает сальники, а о том, что масло в коробке АКПП нужно менять осторожно. С поправкой на возраст и пробег машины. При её эксплуатации у трансмиссии появляются продукты выработки, какой бы режим вождения не практиковал собственник ТС. Чаще всего в шламе присутствуют:
- графитовые частицы фрикционных накладок;
- металлическая пыль и стружка;
- крупицы пластика.
Продукты выработки равномерно распространяются по корпусу коробки и оседают на её внутренних деталях. Грязь способна закрепиться на их поверхностях с попустительства «уставшего» масла, потерявшего часть промывочных свойств. Поэтому продолжает здесь копиться, а не отправляется в фильтр, как задумано инженерами.
Почему не стоит делать полную замену!
Аппаратная (полная) замена масла встречается во многих аккредитованных СТО, но! применяется не для всех машин. Специалист автосервиса оценивает: работоспособность коробки, пробег на одометре и отметки о проделанных ТО. Дело в том, что, когда вы зальёте свежую ATF с активными присадками в АКПП с пробегом 150 тыс. км, она смоет накопившиеся продукты выработки с деталей, – они начнут циркулировать по гидросистеме и засорять соленоиды. В результате коробка начинает дёргаться, пинаться и зависать. Иногда автомобиль вообще престаёт двигаться вперёд или назад.
Многие автовладельцы впадают в панику, не понимая, почему начались проблемы с АКПП на свежем масле; задумываются о демонтаже коробки. Но снимать её пока рано. Можно попытаться устранить приобретённый дефект многоразовой заменой ATF, пока она не промоет автомат от критической массы шлама. Этот лайфхак действительно выручает, но только в тех случаях, если коробка не перестала полностью работать.
Внимание! Замена масла вам не поможет, если детали АКПП существенно изношены.
Немного о частичной замене
Частичная замена масла в АКПП считается самым безопасным способом обслуживания. Вы не сможете осушить всю коробку от 8 – 10 литров ATF, но около 3 л. сольёте. Затем необходимо залить столько же свежего масла. Спустя 500 – 1 000 км пробега повторите операцию, естественно с заменой фильтра. И так 2-3 раза, пока вместо потемневшей жидкости не начнёт сливаться прозрачная ATF. В интервале между заменами масла вы оцените поведение автомата. Если оно положительное, то процедуры можно продолжать.
Приготовьтесь, что такой щадящий способ замены масла в АКПП не пощадит ваш бюджет. Основные издержки здесь адресованы трансмиссионной жидкости и фильтрам. Но зато каскад этих операций можно сделать самостоятельно, и сэкономить на визитах в автосервис.
Обратите внимание! В некоторых моделях АКПП установлено 2 фильтра. Но до 2-го добраться гораздо тяжелее, поэтому владельцы ограничиваются только заменой 1 фильтра со снятием поддона. На солидных пробегах замена 2 фильтрующего элемента обязательна, так-как именно он может стать причиной будущей неисправности.
Как работает масло в АКПП
Масло в автоматической трансмиссии выполняет функцию гидравлического давления на ту или иную группу клапанов для управления передачами. Причём этот принцип работы перекочевал со старых коробок с гидротрансформатором на новые АКПП с двойным мокрым сцеплением и электроуправлением. Так же здесь есть маслонасос, который смазывает и охлаждает узел. (На роботизированных коробках DSG с сухим сцеплением 2 разделённые масляные системы: для смазки механической секции трансмиссии и для работы гидравлических цепей мехатроника). Так вот, корректная работа деталей АКПП возможно при условии качественного свежего масла, у которого не утрачены смазывающие свойства и необходимая вязкость.
Как изнашивается масло в коробке?
Любая ATF гарантировано теряет до 40% смазывающих термоокислительных свойств и насыщается продуктами износа к 60 тыс. км пробега. У коробки появляются лёгкие: толчки, пинки и зависания. Иные масла сразу теряют рабочие характеристики при малейшем перегреве АКПП. Именно поэтому специалисты СТО часто принюхиваются к запаху из коробки, чтобы поставить диагноз поломки. Но даже если жидкость прозрачная и ничем не пахнет, то это не говорит о её хорошем качестве. С возрастом происходит распад молекул масла, и его структура меняется. Как ни крути: либо ATF изнашивается, либо стареет, – поэтому требует периодичной замены.
С чего вдруг появилось мнение, что масло в АКПП менять не нужно?
В конце 20-го и в начале 21-го веков, почти все автопроизводители настойчиво рекомендовали замену масла в АКПП каждые 40 – 60 тыс. км пробега. Это существенно продлевало ходимость коробки и обеспечивало ей надёжность, тем самым повышало доверие к автомобильному бренду. Теперь корпорации в этом не заинтересованы. Наоборот, машиностроителям интересно продавать больше автомобилей и запчастей. Налажен выпуск одноразовых моторов и коробок, с заявленными пробегами 180 – 300 тыс. км. Отсюда и появилось мнение, что менять масло в необслуживаемой АКПП не надо.
Такого взгляда придерживается большинство концернов, во главе с великой тройкой: VW, MB, BMW. К ним примыкают азиатские компании: Toyota, Honda, Mazda, Kia & Hyundai и другие. Хотя в своих мануалах они пишут мелким шрифтом, что для машин в тяжёлых эксплуатационных условиях, периодичная замена ATF будет полезна. Хорошо ещё дилеры и аккредитованные СТО не отговаривают владельцев от обслуживания современных коробок. Наоборот, они рекомендуют проводить ТО «автоматам» через каждые 30 – 60 тыс. км пробега, что повышает ходимость и надёжность трансмиссии.
Кто не меняет
Интервалы рекомендуемого ТО «автомата» в 60 тыс. км – относительно велики. Иногда такой пробег занимает от 3-х до 5-и лет. А за это время машина успевает сменить 2-3 хозяев. И не факт, что эти 60 тыс. км не смотанные 260 тыс. км. А за такой пробег масло в АКПП должны были заменить 4 раза. Меняли? Неизвестно. Добавьте к этому фактор нерешительности владельца, который всецело доверяет политике автопроизводителя и советам гаражных «гуру» о том, что коробка однозаправочная и в ТО не нуждается.
Такой собственник эксплуатирует автомобиль на «все деньги». Не подозревая, что трансмиссия его нового автомобиля, со смотанным одометром, дышит на ладан и вот-вот умрёт на трассе. Если нерешительный владелец что-то и подозревает, то как правило боится менять масло в АКПП, начитавшись на форумах историй о том: как умирают одноразовые автоматы после заправки свежей ATF. Поэтому продолжает ездить и молится. И быть может перепродаст машину, где вместо трансмиссионного масла в коробке плещется жижа со шламом и осколками фрикционов. Но это уже проблемы нового собственника.
Кто меняет
Вам наверняка знакомы автовладельцы, которые ведут сервисные книжки. Здесь отображается вся история ремонтов и ТО их машин: что и когда менялось, и каких брендов ставилось. Причём некоторые из них настолько щепетильны, что сокращают регламентные рамки обслуживания в 2 раза и меняют масло в АКПП через 30 тыс. км пробега, а не через каждые 60 тыс. Покупая машину с сервисной книжкой у единственного хозяина, можно с уверенностью предположить, что с автоматом здесь всё в порядке. Закрепить мнение помогут: диагностика и тест-драйв, перед заключением договора купли-продажи.
Как лучше заменить масло в АКПП – вытеснением или частичной заменой?
Во втором разделе этой статьи мы написали причину, почему не стоит делать аппаратную (залповую) замену масла. Но, эта рекомендация относится к автомобилям с пробегами под 100 тыс. км пробега и выше, возрастом от 5-и лет; а также к машинам с проблемными АКПП, которые уже пинаются, дёргаются и зависают. Чтобы установить причину такого поведения необходимо сделать диагностику. Возможно дефекты в работе коробки связаны с датчиками или электроникой, а не с качеством ATF.
Если диагност устранит проблемы и автомат заработает, как положено, то можно принимать решение о полной замене масла, аппаратным методом (вытеснением). Принцип работы следующий: в контур масляного охлаждения автомата (через радиатор охлаждения) подключается заправочная станция, которая продавливает систему и вытесняет старое масло новым. Затем диагност сбрасывает адаптацию коробки.
Если коробка хорошо работала на старой жидкости ATF, то в 99,9% случаев она продолжит корректно служит с новым маслом.
На автоматах с проблемами, залповая замена ATF, методом вытеснения, не сулит ничего хорошего. Свежее масло промоет коробку и весь шлам попадёт в клапаны гидросистемы. Машина начнёт ездить с рывками и пинками, а в иных случаях вообще не тронется с места. Многие сразу обвиняют в поломке мастеров СТО или качество ATF. И такие доводы не лишены логики. Во-первых, хороший специалист скорее отговорит от залповой замены масла в АКПП, и предложит частичную. Во-вторых, если не использовать рекомендованную производителем гидравлическую жидкость, с определённой вязкостью и смазывающим составом, или купить на замену контрафактную ATF, то проблемы с коробкой неизбежны.
Резюме:
- Аппаратный метод замены (вытеснение) – условно рекомендован, но только для свежих машин с исправными АКПП.
- Частичный метод замены – рекомендован для всех автоматических трансмиссий.
Автоматическая коробка – дорогостоящий узел. Обслуживайте его в аккредитованных СТО, где ремонтные работы отражаются в документах и существует гарантийная политика.
Важно знать! В лабиринтах масленых каналов гидроблоков большинства производителей установлены маленькие сетчатые фильтры, которые легко забиваются стружкой при аппаратной замене под давлением.
Часто задаваемые вопросы
Когда нужно менять масло в коробке-автомат, как определить? Рекомендуется менять ATF сразу после покупки подержанного автомобиля, если у него нет сервисной книжки с данными о техобслуживании. Если машина у вас в одних руках, новая с автосалона, то специалисты СТО рекомендуют менять масло в АКПП каждые 30 – 50 тыс. км, в зависимости от условий эксплуатации. Также предлагается сразу обслужить автомат если появились дефекты в его работе: толчки, пинки, зависания.
Какое масло нужно заливать в АКПП, и как узнать, какое было залито? Определить состав трансмиссионного масла из автоматической коробки невозможно без лабораторных исследований. Можно лишь догадаться по цвету (красный, жёлтый, зелёный). А заливать необходимо тот вид ATF, что указал производитель в инструкции по эксплуатации. Например, в Hyundai Solaris 2011 – 2017 г.в., для 4-ступенчатой АКПП идёт оригинальное полусинтетическое масло: 04500-00100 (1 л) и 04500-00400 (4 л) с классификацией ATF SP-3. А для 6-ступенчатой АКПП синтетическое 04500-00115 (1 л) ATF SP-4.
Сколько масла следует заливать в АКПП? При частичной замене заливайте столько, сколько слили. Полный объём указан в инструкции по эксплуатации ТС. После доливки обязательно проверьте уровень: для это предстоит проехать 5-10 км, чтобы прогреть двигатель и коробку. На щупе вы найдёте отметки «Cold» и «Hot», что означает холодный и горячий уровень. Hot, это норма. Если нет щупа, то уровень проверяется выкручиванием контрольной пробки.
Замена масла убивает АКПП или нет? Автомат убивает небрежная эксплуатация, игнорирование регламента ТО, а уже затем неквалифицированная замена масла. При обслуживании на аккредитованной СТО – автоматическая трансмиссия продолжит исправно служить.
Резюме
Масло в АКПП менять нужно. По крайней мере до тех пор, пока химики не придумали вечной трансмиссионной жидкости, а инженеры коробок с не изнашиваемыми деталями. Однако в эпоху одноразовых вещей, которую мы сейчас переживаем, надеется на это нелепо. Даже если вечные АКПП появятся, то их не пропустит на рынок лобби маркетологов. А пока автоматы изнашиваются и перегреваются. Поэтому обязательно меняйте масло, но осторожно, – частичным методом. Рекомендуемый интервал 30 – 60 тыс. км (зависит от условий эксплуатации). Если коробка уже мертва, то свежая ATF ей не поможет. Любые попытки реанимировать автомат новым маслом – это камлание с бубном.
Видео: Замена масла в АКПП Хендай Гранд Старекс