Регламент технического обслуживания: Kia Rio 3 (2011-07.2017 QB) и Kia Rio 4 (2017-2021 FB) не лимитирует замену тормозов. Есть рекомендация производителя осматривать накладки каждое ТО (через 15 тыс. км) и менять их при необходимости. Иногда работники дилерских СТО ленятся внимательно оценивать состояние тормозной системы или просто забывают об этом. В результате замена задних колодок на Кио Рио ложится на плечи собственников автомобилей. При малейших навыках ремонта техники это не составит каких-либо сложностей. Главное – не упустите из виду базовые подходы и конструкционные нюансы.
Срок службы колодок на Kia Rio
Южнокорейский производитель Kia Corporation заказывает тормозные накладки для сборки автомобилей у различных машиностроительных предприятий. Фаворитами в списке поставщиков являются корейские:
Они широко известны автомобильному миру, как производители качественных деталей. Сама корпорация Kia гордится сотрудническом с ними и заявляет, что замена задних и передних колодок на Киа Рио 3 / 4 не потребуется первые 45 – 60 тыс. км пробега.
Для справки! Mobis принадлежит группе Hyundai&Kia. Компания основана в 1977 г., как корпорация Hyundai Precision & Industries (запчасти и сервис).
Если вы перейдёте на более дешёвый аналог, тот же Parts-Mall, то ресурс накладок сократится до 10 – 15 тыс. И это в лучшем случае. Иногда фрикционный материал контрафактных накладок попросту разваливается, через короткое время после установки. Поэтому специалисты СТО рекомендуют брать оригинал (Рио 3: 58302-1RA30 / Рио 4: 58302-H5A00), выпускаемый тремя корейскими компаниями: SANGSIN, MANDO, Mobis, или качественные заменители: Remsa, TRW, TEXTAR и другие. (Ниже расскажем о выборе журнала «За рулём»).
Причины износа колодок
Обстоятельство износа колодок всего одно – трение. Правда интенсивность истирания зависит от множества дополнительных факторов, таких как:
- Стиль вождения.
- Качество материала.
- Условия эксплуатации.
- Исправность суппортов.
- Тип трансмиссии (МКПП, АКПП, DSG).
- Жёсткость колодок (мягкие / твёрдые).
Если вы регулярно буксируете прицеп на дачу, то замена передних и задних тормозов вашему Киа Рио 3, 4 или X-Line, – понадобится чаще, чем тому, кто ездит налегке. Потому что общая масса состава ТС увеличивается и ей требуется больше усилий для остановки.
Когда надо менять колодки?
Регламент замены передних и задних тормозных колодок на Киа Рио не лимитирован. Поэтому здесь вы должны полагаться на свою интуицию, накопленные знания о технике и конечно руководствоваться правилами безопасности. Вы наверняка слышали, что передние накладки изнашиваются быстрее. Это действительно так, потому что из-за конструкционной особенности автомобиля, с передним расположением двигателя, вся нагрузка при остановке ложится на переднюю ось. Задние колодки ходят примерно в 1,5 – 2 раза дольше. Симптомы износа накладок следующие:
- Увеличился тормозной путь.
- Педаль глубже проваливается.
- Появилась вибрация при торможении.
- Слышен металлический скрежет при остановке.
- На панели приборов загорается индикатор тормозной системы BRAKE.
При появлении признака износа оперативно займитесь вопросом о ремонте. Помните, что с тормозами не шутят. Если у вас нет времени на самостоятельный ремонт, то отдайте машину на обслуживание в квалифицированный автосервис. Например, в техцентре Oem-Zap работы с Киа Рио 3 / 4 по замена задних тормозных колодок не занимают 30 мин. За это время собственник успевает выпить всего 1 чашку кофе в комнате ожидания. А ещё компания Oem-Zap поддерживает на своём складе оригинальные и аналоговые накладки для всех корейских машин Kia / Hyundai. Поэтому клиент оплачивает наряд-заказ в одно окно: запчасти и услуги.
Тормозная система автомобиля
Тормозной механизм – это активный узел безопасности. В автомобиле он делится на 2-е системы: рабочая и стояночная. Первая используется для управления ТС, а вторая – в качестве запасной и парковочной. Обе они важны, но почему-то владельцы относятся к «ручнику» снисходительно, – если он сломался, то они продолжают эксплуатировать автомобиль. А это опасно. В движении может отказать рабочая система, например, если произойдёт разгерметизация контура, тогда остановить машину без «ручника» будет трудно, и здесь появляется риск ДТП.
Обе тормозные системы представляют собой комплексы управления автомобилем, состоящие из таких деталей, как:
- Педальный узел.
- Вакуумный усилитель.
- Шланги, трубки (магистрали).
- Главный тормозной цилиндр.
- Рабочие тормозные цилиндры.
- Тросики и рычаг ручного тормоза.
- Блок и датчики ABS (при наличии).
- Диски, барабаны. колодки, суппорты.
- Регуляторы давления задних тормозных механизмов (авто без АВS).
- Бачок для тормозной жидкости и датчик уровня ТЖ (DOT-3/DOT-4).
В процессе эксплуатации автомобиля любой из перечисленных узлов или деталей может выйти из строя. Поэтому почаще обслуживайте и ремонтируйте тормозную систему на своём Киа Рио 3 / 4, и не ограничивайтесь простой заменой колодок.
Внимание! Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию транспортных средств с неисправной рабочей и стояночной тормозными системами (если последняя не обеспечивает неподвижное состояние ТС с полной нагрузкой на уклоне до 16-31%). Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
Выбор колодок
Рынок запчастей в РФ изобилует брендами из Англии, Германии, Кореи, Тайваня, России, Белоруссии, Китая, Индии и других стран. При этом доля контрафакта здесь невероятно огромна. Поэтому посоветуйтесь со специалистом СТО, какие колодки поставить на машину. Как правило сервисы поддерживают на своих складах запчасти и работают с проверенными поставщиками, чтобы снизить риск поставки деталей плохого качества.
В 2016 году журнал «За рулём» провёл тест 10 комплектов колодок Соляриса и Рио, в ходе которого фаворитами стали:
- Mobis, Корея (Hyundai);
- Bosch, Индия;
- Finwhale, Германия;
- Valeo, Индия;
- Hankook Frixa S1, Корея;
- TRW, Евросоюз.
Вот из этих брендов и следует выбирать. Ещё были представители Белоруссии, Китая и России, но их качество оставляло желать лучшего.
Как поменять задние колодки на Киа Рио своими руками
Менять задние колодки на Киа Рио можно самостоятельно. Здесь не нужны специализированные стенды и диагностическое оборудование. Достаточно подобрать ровную площадку на улице или в гараже, и приступайте к делу. Но предварительно купите колодки и приготовьте инструменты.
Какие инструменты понадобятся
Для работы с задними тормозами вам понадобятся:
- Перчатки.
- Домкрат.
- Баллонный ключ.
- Ключ на 14 (головка, накидной или рожковый).
- Круглогубцы или ключ от «болгарки».
- Спрей «Жидкий ключ» (для закисших болтов).
- Щётка для чистки грязи.
Обязательно купите смазку для направляющих пальцев суппорта: ACDelco 89021537 (10-4022); Federal Mogul F132005; FTE Automotive W0109; Stahlgruber 223 1712, 223 1729; TRW Automotive PFG110.
Замена на дисковых тормозах
Поэтапный процесс замены задних колодок на Рио 3 и 4 выглядит так:
- Зафиксируйте автомобиль ручным тормозом.
- Поставьте противооткатные «башмаки» под колёса.
- Отпустите (ослабьте) все болты крепления диска.
- Поднимите ремонтную сторону машины домкратом и снимите колесо.
- Очистите щёткой суппорт от грязи и песка.
- Открутите 2 болта крепления скобы и суппорта (ключ 14).
- Снимите суппорт и извлеките колодки из пазов скобы.
- Достаньте подвижные пальцы, очистите их и смажьте смазкой.
- Поставьте новые колодки в пазы скобы.
- Круглогубцами, или ключом от «болгарки», закрутите цилиндр в суппорт по часовой стрелке. Только аккуратно, не повредите резиновый пыльник.
- Поставьте суппорт на место и закрутите его 2-мя болтами.
- Установите колесо на место, протяните болты крест-накрест и переходите к замене колодок на другой стороне.
Внимание! На цилиндре суппорта есть 4 паза для колодок, которые необходимо разместить строго по вертикальным и горизонтальным центрам. Меняйте колодки комплектом (4 шт.), иначе тормоза будут работать некорректно: машину начнёт вести в сторону при торможении.
Замена на барабанных тормозах (Рио 2)
Здесь регламент работы заметно отличается от Рио 3 / 4, из-за иной конструкции узла. Возможно предстоит заменить ступичный подшипник, цилиндр или пружинный ремкомплект механизма, если они износились. Не ставьте машину на ручник. В целом замена колодок выглядит так:
- Ослабьте колёсные болты.
- Поднимите машину домкратом.
- Снимите колесо.
- Открутите ступичную гайку.
- Демонтируйте барабан. Можно ему помочь молоточком, через дощечку.
- Снимите шплинты, достаньте колодки с пружинами и планкой.
- Почистите щиток от грязи.
- Соберите на новые колодки пружины с планкой и поставите всё вместе на щиток.
- Закрепите колодки шплинтами и подключите тросик ручного тормоза.
- Смажьте цапфу и подшипник (Liqui Moly LM 50, Castrol LMX Li-Komplexfett, «Литол 24»).
- Установите барабан на место и прикрутите его ступичной гайкой: исключая люфт, но обеспечивая свободное вращение.
- Ставьте колесо на место. Опустите машину с домкрата и протягиваете колёсные болты крест-накрест.
Такой регламент замены задних тормозных колодок предусмотрен для Киа Рио 2 и других автомобилей с барабанными механизмами. Он достаточно сложный (с установкой пружин и регулировкой подшипника), поэтому осилить его самостоятельно смогут бывалые автовладельцы. Если у вас нет навыков ремонта, то лучше отдайте машину в квалифицированный автосервис.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли ездить на стёртых тормозных колодках? Изношенные колодки увеличивают тормозной путь, а это приравнивается к неисправности тормозной системы. Эксплуатировать ТС с неисправными тормозами запрещено.
Какой срок службы задних колодок? В среднем задние колодки ходят 50 тыс. км. Иногда 80. Такие впечатляющие показатели у бережливых водителей. У «гонщиков» накладки изнашиваются раньше.
Какие задние колодки выбрать для замены? Ставьте оригинал или достойный аналог, те же корейские: SANGSIN, MANDO и Mobis, – идут в первичной комплектации Kia / Hyundai.
Видео: Как поменять задние колодки Kia Rio 3